История семьи капельмейстера Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены Анны Григорьевны Зильбер ничем не отличалась бы от истории многих еврейских семей конца XIX - начала XX веков, если бы не их дети. Каждый из которых оставил свой след в истории страны. И не важно, в какой отрасли они преуспели: биологии, генетике, музыке или литературе. Важно, насколько их вклад оказался значим для развития этих отраслей. Важно, что их помнят до сих пор. Спустя 100 лет.

Абель Абрамович Зильбер

Абель Абрамович Зильбер  

 

(16 (28) июня 1861- 1940)

Унтер-офицер, кларнетист, капельмейстер.

Зильбер Абель родился в Выборге, в семье шлиссельбургского мещанина, служившего музыкантом в Финляндском литейном батальоне №4. Абель был старшим сыном. Кроме него в семье было ещё четыре мальчика и три девочки.

Четыре года Абель ходил в реальное училище, больше родители не могли платить за его обучение.

Домашние занятия музыкой позволили устроить 18-летнего Абеля воспитанником в музыкантскую команду Лейб-гвардии Преображенского полка. На действительную службу в том же полку Шлиссельбургское уездное воинское присутствие призвало его 6 ноября 1882 года.
Весь май следующего года вместе с полком кларнетист Абель Зильбер в Москве участвовал в торжествах по случаю коронации Александра III-го, за что получил медаль, специально учреждённую в память коронования.

19 марта 1886 года на концерте в пользу инвалидов за сольную игру на кларнете Александр III наградил унтер-офицера Абеля Зильбера золотыми часами. Позднее Преображенский полк за свой счёт направил талантливого музыканта, обладавшего абсолютным слухом, на учёбу при Петербургской консерватории, где он с июня 1886 года по ноябрь 1887 года изучал теорию музыки, инструментовку струнного и духового оркестров.

Через полтора месяца кончился срок его военной службы, и Абеля Зильбера уволили в запас.
Выданный консерваторией аттестат предоставлял ему право руководить оркестром, и Зильбер поступил по вольному найму капельмейстером в Выборгский пехотный полк.
Абель женился на Хане Гиршевне Дессон, окончившей Московскую консерваторию по классу фортепиано.

В 1891 году Абель Зильбер перешёл на службу капельмейстером 96-го Омского пехотного полка.
Вместе с Енисейским, Иркутским, Красноярским полками и артиллерийской бригадой 96-й Омский полк входил в состав пехотной дивизии, размещавшейся с 1883 года в Финляндии.
В 1892 году пехотную дивизию переместили в столичный Санкт-Петербургский военный округ.

В 1893-1894 годы 96-й Омский пехотный полк квартировал во Пскове.
В 1894 году полк ушёл, а Абель Абрамович остался в городе. Он стал почётным гражданином Пскова.
В 1914 году Абель ушел на фронт капельмейстером того же 96 полка, был ранен, лежал в госпиталях.

Скончался Зильбер Абель Абрамович 3 сентября 1940.

«…отец был солдатом музыкантской команды лейб-гвардии Преображенского полка и с трудом добрался до звания капельмейстера. Мать уважали в городе и даже побаивались. К отцу относились с оттенком иронии. Он был невысокого роста, могучего сложения, с широкими плечами. Отец приходил из полка, обедал, ложился спать, иногда загадочно "уходил в Петровский посад" – и жил в своей семье постояльцем.

Он был бешено вспыльчив, скуп и прямодушен. Мать любила говорить, что он всю жизнь махал своей палочкой, а он называл ее "мое несчастье" и любил повторять: "Дураком, дураком". Это означало, что двадцать пять лет тому назад он был дураком, женившись на маме.

Музыка и армия были для него понятиями незыблемыми…»

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

«…Отца дети называют на "ты", а мать на "вы".».

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

«Он был убежден, что раз в армии – порядок, значит, порядок должен быть и в стране. Порядка не было – с этим он соглашался. Но династия Романовых только что отпраздновала трехсотлетие. По его мнению, не было серьезных оснований утверждать, что она не продержится еще триста.

Политика действовала на него как снотворное. Он выписывал художественно-литературный и юмористический журнал "Искры", в котором печатались только иллюстрации, – и все-таки засыпал на первой же странице.»

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

Анна Григорьевна Зильбер

Анна Григорьевна Зильбер

(1866 – 1947)

Анна Григорьевна (урождённая Хана Гиршевна Дессон) - пианистка, владелица музыкальных магазинов в городе Пскове.

Её отец занимался строительным делом. Анна окончила Новгородскую гимназию и Московскую консерваторию по классу фортепиано. 29 августа 1889 года Хана Гиршевна Дессон вышла замуж за Абеля Абрамовича Зильбера. Их старшая дочь Марьям (Мира) родилась 2 (14) августа 1890 года, а младший из шести детей - Вениамин родился уже в городе Пскове в 1902 году.

В городе Пскове Зильберы открыли музыкальный магазин «Депо музыкальных инструментов», в котором основную работу выполняла Анна Григорьевна Зильбер.

Вениамина Каверина в «Освещённых окнах» писал: «Каждое утро открывались магазины, чиновники шли в свои «присутственные места», мать – в «специально музыкальный» магазин на Плоской, нянька – на базар, отец – в музыкантскую команду».

Анна Григорьевна Зильбер принимала активное участие в строительстве Пушкинского театра и тесно, творчески была связана с актерами первых гастролировавших драматических трупп.

Анна Григорьевна организовывала в г. Пскове концерты известных артистов (Н. Н. Фигнера, М. И. Долиной, А. В. Вержбиловича, А. А. Картавина, М. Н. Преображенской и многих др.), занималась организацией детских праздников и других развлечений в Кутузовском саду.

В 1919 году, вслед за детьми, Анна Григорьевна уехала в Москву, но уже в 1920 г. вернулась во Псков, где некоторое время заведовала книжным магазином, открыв при нем небольшую детскую библиотеку.

В 1924 году она опять переехала в Москву.

 «Мать окончила Московскую консерваторию, много читала. Она держалась прямо, откинув плечи, и ее пенсне поблескивало независимо, гордо...

Мать уважали в городе и даже побаивались…

 Мать принадлежала дому, семье и была главой этой семьи и дома...»

(Каверин. Освещенные окна)

«Она выше среднего роста, сдержанная, с гордой осанкой, полная, в пенсне, близорука»

(Каверин. Освещенные окна)

 Актеры были очень дружны с нашей семьей, уважали и ценили нашу мать Анну Григорьевну, считались с ее замечаниями и очень часто бывали у нас дома. Даже репетиции иногда проходили у нас дома. Советы А. Г. Всегда широко использовались актерами. А Иван Артемьевич Слонов любил повторять Анне Григорьевне: «Когда я вижу ваш бинокль в 3-ем ряду, я играю уверенно».

(из воспоминаний М.А. Руммель, октябрь 1988 г)

Мира Александровна Зильбер

Мира Александровна Зильбер

(1890-1988)

Родилась в Новгороде. В 1898 году восьмилетняя Мира поступила в приготовительный класс псковской казённой Мариинской женской гимназии. В 1906 году перевелась в частную женскую гимназию Лидии Антоновны Александровой, которую окончила в 1908 году. И до 1914 года вместе с матерью и отцом занималась музыкально-просветительной работой в городе Пскове. Увлекалась театром. Выступала на благотворительных вечерах, играла в любительских спектаклях.  Вышла замуж за первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля, который при НЭПе руководил кинотеатром «Модерн». Жила в Москве, занималась воспитанием дочери, а затем переехала в Ленинград. В 1927-1941 годах работала машинисткой, ухаживала за больной матерью, воспитывала внука. В последующие годы занималась домашним хозяйством.

«В юности я была поглощена жизнью театра и была любима актерами. К сожалению, у нас мало сохранилось материалов о работе и жизни этого театра. Сейчас в моем альбоме наиболее полно отражен 1910 год. Антрепренером тогда был Илларион Алексеевич Орлов. Эта труппа играла у нас четыре сезона… и играли в Летнем театре (Сергиевском городском саду). Театр был вместительный, зрительный зал отличный, хорошая акустика. Но сцена была маловата. Илларион Алексеевич решил расшить сцену. Капитальные работы по переделке сцены затянулись, и сезон, который должен был начаться после Великого поста, начался лишь в мае».

(из воспоминаний М. Руммель, октябрь 1988 г)

Елена Александровна Зильбер

Елена Александровна Зильбер

(1892-1944)

Родилась в Новгороде. Училась во Пскове в частной Александровской женскую гимназии. Давала уроки игры на фортепиано. 2 сентября 1905 году её приняли в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу виолончели к известному педагогу и композитору И. И. Зейферту. Здесь показала прекрасные способности к музыке. Однако за полгода до окончания консерватории у нее заболела рука. По медицинскому свидетельству от 4 октября 1913 года, хранящемуся в её личном архивном деле консерватории, «Лея Зильбер страдает воспалением нервов обеих рук и поэтому ей абсолютно невозможно продолжать учёбу в консерватории» (ГИА СПб., ф.361, оп.2, д.2579). Играть на музыкальных инструментах Елена Александровна больше не могла.

Бывая в Пскове, Елена участвовала в благотворительных концертах, организуемых матерью. Позднее занялась педагогической деятельностью, что подтверждает объявление в «Псковской жизни»: «Ученица Петроградской консерватории старший курс даёт уроки виолончели, готовит к поступлению в консерваторию по теоретическим предметам. Адрес: музыкальный магазин Зильбера» (14.05.1915); «Ученица Петроградской консерватории (старший курс) даёт уроки виолончели. Готовит по всем теоретическим предметам (теория, гармония, энциклопедия). Обращаться в музыкальный магазин Зильбера» (04.10.1916).

В 1916 году в Петрограде вышла замуж за Ю.Н. Тынянова (в будущем известного писателя и литературоведа, который учился в Псковской губернской мужской гимназии). Через год у них родилась дочь Инна.

Елена Александровна занималась музыковедением. Наиболее известная из ее книг "Мастер Антонио Страдивари".

Умерла в 1944 году.   

«…семейное честолюбие было воплощено в сестре Лене, с четырнадцати лет учившейся в Петербургской консерватории по классу известного Зейферта. Она играла на виолончели, у нее был "бархатный тон", считалось, что она окончит с серебряной медалью. Золотую должна была получить какая-то хромая, которая играла хуже сестры, но зато ей покровительствовал сам граф Шереметев. На последнем курсе, перед выпускными экзаменами, сестра переиграла руку. Музыканты знают эту болезнь. Рука стала худеть, пришлось отправить сестру в Германию, дорогое лечение не помогло, влезли в долги, и упадок семьи начался, мне кажется, именно в эту пору»

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

Лев Александрович Зильбер

Лев Александрович Зильбер

(15(27) марта 1894 - 1966)

Советский иммунолог и вирусолог, создатель советской школы медицинской вирусологии. Лауреат Государственной премии. Лев Зильбер родился 15(27).03.1894 г. в селе Медведь Медведской волости Новгородского уезда Новгородской губернии в семье капельмейстера пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны Дессон.

В 1912 году окончил с серебряной медалью Псковскую губернскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

В 1915 году перевёлся на медицинский факультет Московского университета, получив разрешение одновременно посещать занятия на естественном отделении, и окончил его в 1919 году.

С 1921 года работал в институте микробиологии Наркомздрава в Москве.
Участвовал в подавлении вспышки чумы в Нагорном Карабахе в 1930 году.

Руководил дальневосточной экспедицией Наркомздрава СССР 1937 года по изучению неизвестного инфекционного заболевания центральной нервной системы.

В ходе работы экспедиции была выяснена природа заболевания — клещевого энцефалита — и предложены методы борьбы с ним. Сразу по возвращении был арестован по доносу о попытке заражения Москвы энцефалитом по городскому водопроводу и медленной разработке лекарства для лечения болезни. Находясь в заключении, Зильбер часть срока отбывал в лагерях на Печоре, где в условиях тундры из ягеля получил дрожжевой препарат против пеллагры, спасший жизнь сотням заключённых, погибавших от полного авитаминоза.
Получено авторское свидетельство на изобретение. Свидетельство было записано на имя «НКВД».

В 1939 году был освобождён и стал заведующим отделом вирусологии в Центральном Институте эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава СССР, однако в следующем году был арестован вновь. Неоднократно отказывался от предложения работать над бактериологическим оружием. В лагере, работая в химической шарашке (жаргонное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали заключённые учёные, инженеры и техники), Л. А. Зильбер начал свои исследования рака.
За махорку заключённые ловят Зильберу мышей и крыс для экспериментов.
В ходе исследований формулирует новую концепцию происхождения опухолей.
В своём первоначальном виде (1944—1945) она базировалась на двух основных положениях: опухоли имеют вирусное происхождение, но вирус выполняет лишь инициирующие функции в опухолевой прогрессии.

В марте 1944 года, его освободили из мест заключения. Причиной тому, по-видимому, стало письмо о невиновности учёного, направленное И. Сталину и подписанное Главным хирургом Красной Армии Н. Н. Бурденко, вице-президентом АН СССР Л. А. Орбели, В. А. Кавериным, биохимиком В. А. Энгельгардтом и З. В. Ермольевой (создательницей отечественного пенициллина и бывшей женой Л.А. Зильбера). Первое, что сделал Лев Александрович, выйдя из тюрьмы — опубликовал свою научную концепцию в газете «Известия».

Летом 1945 года он узнал, что чудом уцелела его семья (жена, сестра жены и двое сыновей), которая провела в немецких рабочих лагерях три с половиной года. Лев Александрович нашел и вывез семью на родину.

В том же году Зильбера Льва избрали действительным членом только что созданной Академии медицинских наук, он стал научным руководителем Института вирусологии АМН СССР и возглавил отдел вирусологии и иммунологии опухолей Института эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней АМН СССР, где и работал все последующие годы.

Лев Александрович Зильбер — автор научного открытия «Новые свойства патогенности опухолеродных вирусов», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР под № 53 с приоритетом от 27 мая 1957 года. В 1967 году за открытие патогенности вируса куриной саркомы Рауса для других классов животных Л. А. Зильберу посмертно присуждена Государственная премия СССР (совместно с Г. Я. Свет-Молдавским).

Скончался Лев Зильбер 10 ноября 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

«…Мое детство прошло под однообразные звуки скрипки и скучные наставления отца: Лев, который не хотел быть музыкантом, играл гаммы на мокрой от слез маленькой скрипке. Когда ему было десять лет, отец повез его к Ауэру, знаменитому профессору Петербургской консерватории, который обещал с осени взять мальчика в свой класс. "Для меня настали тяжелые времена, – пишет брат в своих воспоминаниях. – Отец, волевой человек, принуждал меня заниматься. В конце концов я разбил свою детскую скрипку. Это было страшным преступлением в глазах отца. Он всю жизнь коллекционировал скрипки…"

Впоследствии занятия возобновились, но уже любительские, по собственному желанию.

Мне всегда казалось, что скрипка не идет к его плечистости, военной осанке, решительности, уверенности, к тому особенному положению, которое он занимал в семье. Быть может, рано проснувшееся честолюбие уже тогда подсказало ему, что не со скрипкой в руках он добьется славы?»

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

«…Он был мастером на выдумки, игры, затеи. И ему, как любому из нас, "бросался на шею век-волкодав", но, зная, что жизнь – "дар напрасный, дар случайный" – не повторится, он счастливо умел пользоваться этим даром.

И он, этот высокий, веселый, красивый человек, которого очень любили женщины, этот гусар и мастер на выдумки, был одним из крупных биологов XX века. Как известно, биология – это целый мир, состоящий из многих, отдалившихся друг от друга и одновременно неразрывно связанных областей. По-видимому, невозможно перешагнуть через то, что он сделал в трех из них – в иммунологии, вирусологии и онкологии. Среди современных биологов многие убеждены, что его место в истории науки – рядом с Ивановским, Пастером...»

(Каверин. Старший брат)

Давид Александрович Зильбер

Давид Александрович Зильбер

(1896 -12 марта 1967)

Врач-гигиенист, профессор. Брат писателя В. А. Каверина.  

Давид Зильбер родился во Пскове. В 1915 году окончил Псковскую гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. В 1923 – 1925 г.г. работал гигиенистом в Народном комиссариате труда.

Участвовал в организации охраны труда в СССР. С 1925 - в Ленинграде. В 1925 – 1942 г.г.  работал ассистентом, доцентом, профессором кафедры гигиены труда Второго медицинского института.
Заведовал лабораториями в Институтах гигиены труда, охраны труда и глазных болезней.
Изучал влияние на глаз человека больших яркостей (разработка солнцезащитных очков), внедрял в практику производства люминесцентное освещение (лампы дневного света).

В 1942 году из-за дистрофии был эвакуирован в город Молотов (Пермь). После выздоровления был организатором и деканом санитарно-гигиенического факультета Пермского медицинского института, а также заведующим кафедрой гигиены Молотовского (Пермского) медицинского и фармацевтического институтов, продолжал научные исследования.

Вернувшись в 1949 году в Ленинград, занимался научно-исследовательской работой, возглавлял кафедру гигиены Ленинградского фармацевтического института.
Давид Александрович Зильбер написал более 110 научных работ, семь монографий, книгу «Гигиена аптеки» (1962) и учебник для фармацевтических факультетов «Гигиена» (1970).

Скончался Д. А. Зильбер 12 марта 1967 году в Санкт-Петербурге.

«Он был добр, миролюбив, не очень любил читать и никогда не спорил. В нем теплилось разгоравшееся с годами желание добра — он любил людей и в этом отношении был глубже и сердечнее Льва, не говоря уже о Саше… В нашей сложной, недружной семье он один был связан с жизнью всех сестер и братьев, не говоря уже о родителях — огорчался неудачами, радовался успехам.

Медицинский факультет он кончил в 1918 году, был назначен полковым врачом и еще до приезда мамы вдруг явился на Вторую Тверскую-Ямскую — длинный, бледный до голубизны, худой, с усталыми глазами на побледневшем, повзрослевшем лице… У него было мало времени — три или четыре часа, — и в эти немногие часы он высказался, открылся передо мной весь, со своим недуманьем о себе, с заботой о других, со своей добротой, невоинственностью, естественностью, и, кажется, впервые я почувствовал, что люблю его, — никогда прежде об этом не думал».

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

Александр Александрович Ручьев

Александр Александрович Ручьев

(13 марта 1899 - 2 мая 1970)

Ручьёв Александр родился 13 марта 1899 года в городе Пскове.

В 1910 году был зачислен в Псковскую мужскую гимназию. После немецкой оккупации Пскова в 1918 году, чтобы избежать мобилизации, нелегально перешёл линию фронта и перебрался в Петроград. В 1919 году переехал в Москву вслед за матерью и братьями Давидом, Львом и Вениамином (будущим писателем Вениамином Кавериным). В Москве поступил на физико-математический факультет Московского университета, однако почти сразу же бросил учёбу. Благодаря домашним занятиям на фортепиано Зильбер устроился тапёром в кинотеатр. Принимал участие в качестве пианиста и аккомпаниатора в деятельности творческого объединения «Синяя блуза». Был знаком с молодой певицей Лидией Руслановой, которая в середине 1930-х посоветовала музыканту взять псевдоним Ручьёв. С 1922 по 1925 годы обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных по классам композиции и фортепиано, с 1926 по 1929 г.г. — в Ленинградской консерватории (сейчас Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) по классу композиции Владимира Щербачёва.

В 1927 - 1930 г.г. работал заведующим музыкальной частью и дирижёр Красного театра, затем перешел в театр имени Ленинского комсомола в Ленинграде. В 1937 – 1938 г.г. был заведующим музыкальной частью Казахской филармонии в Алма-Ате (Казахстан).

Проживая в Алма-Ате, Александр Ручьев принимал активное участие в становлении казахской академической музыки. Его перу принадлежит симфония «Обновлённый Казахстан» (каз. Жаңарған Қазақстан) — первая симфония, основанная на национальных казахских мелодиях. Также им был сделан ряд обработок казахских народных песен для голоса и фортепиано.

В 1942 – 1944 г.г. А.А. Ручьев был заведующим музыкальной частью Ойротского национального театра в Горно-Алтайске.

В 1944 году он переехал в Москву.

Александр Александрович Ручьев написал шесть опер: «Жиль Блаз», «Даниил Галицкий», «Василий Тёркин» (была запрещена к постановке И. Сталиным), «Капитан Гастелло», «Машенька», «Бекет» и неоконченных -«Волчья тропа», «Оптимистическая трагедия»; музыкальных комедий; 16 симфоний и концертов для симфонического оркестра и других музыкальных произведений.

В 1920-е годы он писал музыку к спектаклям Красного театра. В 1930-е стал автором двух музыкальных комедий: «Роман и Юлия» (1936) и «Как её зовут» (1938). Им написано 150 песен и романсов на слова известных поэтов и музыка к 70 драматическим спектаклям.

Скончался Ручьёв Александр 2 мая 1970 в Москве.

 «Для Саши музыка была совсем другое. Он любил "изображать" на рояле, и это у него получалось прекрасно.

– Мама, – говорил он и действительно играл что-то прямое, немногословное, гордое, в общем, похожее на маму.

– Нянька.

И однообразный ворчливый мотив повторялся до тех пор, пока все не начинали смеяться.

– Преста.

И начинался старческий собачий лай, хриплый, замирающий на короткой жалобной ноте.

У Саши был талант, но он не придавал ему значения. Он еще не решил, кем он будет – знаменитым химиком или музыкантом. Дядя Лев Григорьевич считал, что Саше нужно "переставить" руку, но Саша не соглашался – это должно было занять, по его расчету, не меньше трех лет. Он говорил, что для композитора неважно, умеет ли он хорошо играть, что даже Чайковский играл, в общем, средне. Зато Саша превосходно читал с листа. Кипа старых нот, которые он быстро проигрывал, постоянно лежала на рояле.»

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

«Он был человеком прямодушным, мужественным, способным легко переносить лишения, беспечным. Но как-то уж слишком беспечным, что раздражало даже тех, кто был искренне привязан к нему».

(В.А. Каверин. Освещенные окна)

«…быстрый и поджарый, как молодой конь, худой, высокий, с острым кривым носом, охотно веривший фантастическим слухам и мгновенно забывающий о неприятностях и огорчениях. Я не знал тогда, что таким он останется на всю жизнь. Он был человеком прямодушным, мужественным, способным легко переносить лишения, беспечным. Но как-то уж слишком беспечным, что раздражало даже тех, кто был искренне привязан к нему...»

«Острое, оригинальное соединение беззаботности, глупости и таланта было характерно для брата Александра... Он научился легко читать ноты, но предпочитал не играть, а бренчать на рояле. Это называлось "изображать". Он принимал заказы. "Ну-ка изобрази скандал". И возмущенные отцовские речи начинали беспорядочно рокотать, прерываемые истерическими криками матери и сестер»

 (из воспоминаний В.А. Каверина)