Роман В.А. Каверина «Два капитана» сразу полюбился читателями. Его героев воспринимали, как живых людей, живущих по соседству. Им хотелось сопереживать, поддержать, дать совет. История маленького мальчика, посвятившего свою жизнь поиску, пропавшей полярной экспедиции не могла оставить равнодушным. Это был роман о современнике, верности, любви и преданности. Роман читали, перечитывали, писали письма главным героям. Он стал событием в мире литературы того времени. И это нашло отражение в других видах искусства.
Экранизации романа Многие произведения В.А. Каверина неоднократно экранизировались. Не стал исключением и роман «Два капитана». По мотивам романа сняты два фильма. Причем автор участвовал в написании обоих сценариев. 1955 год Попытки экранизировать роман «Два капитана», по словам Вениамина Александровича Каверина, предпринимались и ранее. Об этом писатель рассказал собравшимся на заседание худсовета 17 февраля 1955 года: «Прежде всего, должен поблагодарить за доброе отношение к этой книге и за очень сердечные слова, которые я слышал по моему адресу. Должен сказать, что я очень люблю кинематограф и мне очень хотелось, чтобы эта книга, которую я пока что считаю лучшей из моих книг, появилась на экране. Но в течение 10 лет несколько раз за это принимались, но затем работа обрывалась без всяких объяснений. Последний раз, когда картина была доведена до 60 процентов съемок, она была вдруг приостановлена производством…». Наконец в 1955 году начались съемки кинофильма «Два капитана». Режиссером фильма стал Владимир Яковлевич Венгеров. А над сценарием работали Вениамин Каверин и Евгений Габрилович. Музыку к кинофильму написал известный ленинградский композитор Олег Каравайчук. Операторская работа Аполлинария Дудко. Картина снималась в СССР на киностудии «Ленфильм» и была закончена 24 декабря 1955 года, но ее премьера состоялась только 28 марта 1956 года. Режиссеру удалось подобрать удивительный актерский состав. Роль Сани Григорьева исполнил Александр Михайлов (II), хотя первоначально на нее утвердили Игоря Григорьевича Полякова, который в самый разгар съемочного процесса был неожиданно снят с роли. Роль Кати Татариновой блестяще сыграла балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Ольга Леонидовна Заботкина. Это стало ее дебютной работой в кино. В фильме так же играли: Анатолий Адоскин, Евгений Лебедев, Борис Беляев, Людмила Безуглая, Борис Аракелов, Эдуард Кузнецов, Инна Кондратьева, Леонид Галлис, Бруно Фрейндлих, Татьяна Пельтцер, Елена Максимова, Нина Дробышева, Михаил Ладыгин, Людмила Макарова, Лидия Федосеева и другие. В 1956 году на Международном кинофестивале фильмов для детей и молодежи в Белграде фильм получил диплом за режиссуру. По воспоминаниям Николая Вениаминовича Каверина (сына В. Каверина) картина отцу понравилась. Судьба фильма сложилась очень удачно. Его часто демонстрировали по советскому телевидению, и он полюбился зрителям всех возрастов. 1976 год В 1975 году творческое объединение телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» приступили к съемкам шестисерийного телефильма «Два капитана». Режисером фильма стал Евгений Ефимович Карелов. Сценарий для нового фильма писали В. Каверин и Е. Карелов. Музыку к кинофильму написал Евгений Птичкин, а оператором стал Валентин Макаров. Большой хронометраж фильма позволил сохранить все основные сюжетные линии литературного первоисточника. Разночтения с текстом романа были не столь существенными, как в первой киноверсии Владимира Венгерова. Съемки телефильма продолжались в течение двух лет. Съемки проходили во многих городах СССР. Так сцены, связанные с детством Сани в Энске, снимались в городах Костроме и Плесе (Ивановской обл.), а эпизоды, связанные с железной дорогой - в подмосковном поселке Ликино-Дулеве. На роль Сани Григорьева из нескольких претендентов режиссер выбрал молодого актера- Бориса Токарева. «Взрослой» Катей Татариновой стала Елена Прудникова, а Ромашовым - Юрий Богатырев. В фильме снимались «звезды» советского кинематографа: Михаил Пуговкин, Зинаида Кириенко, Александр Вокач, Любовь Соколова и другие. Роль отважного капитана и полярного исследователя капитана Татарникова сыграл Иван Власов. Его крупный план стал визуальным символом телефильма. Премьера фильма состоялась 26 февраля 1977 года на первом канале Центрального телевидения. Картина сразу получила множество разных отзывов, большинство из которых были положительными. «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя, и попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере» (Борис Токарев)
Опера В 1965 г. в Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки состоялась премьера оперы Григория Михайловича Шантыря «Два капитана» по мотивам одноименного романа Вениамина Каверина. Композитор отмечал, что работал над ней с 1959 года. За основу либретто была взята пьеса Сергея Ценина, которую он сочинил для московского Центрального детского театра. Авторы сократили некоторые сюжетные линии романа, начав не с эпизодов в Энске, а со сцены появления Сани Григорьева в московском доме Татариновых. Были добавлены новые мотивы. Например, мотив розысков пропавшей экспедиции капитана Татаринова совмещается с новым мотивом- поиском в районе экспедиции ценной руды. «Мне хотелось также, - комментировал композитор процесс сочинения партитуры, - чтобы каждая картина имела как бы свою лейттему, передающую атмосферу действия. Так, светлая «рассветная» мелодия определяет колорит первой картины, музыка второй картины- смерть матери Кати, вся «пронизана» дождем, вальс- основа третьей картины». Опера была благосклонно принята музыкальными критиками. «С. Ценину и Г. Шантырю удалось сохранить не только главные сюжетные линии и психологические коллизии, но и чутко воссоздать его эмоциональную атмосферу, светлую юношескую романтику, героичность и масштабность всего происходящего…» (Н. Шумская, ноябрь 1965 г.) «…музыка «Двух капитанов» искренна и романтична. Она воплощает чистые и цельные характеры Кати и Сани, сплетение их судеб с судьбами народа, суровые испытания, выпавшие на долю героев, их любовь.» (В. Юзефович) После столь успешной премьеры опера была включена в репертуары крупнейших театров Советского Союза.
Театральные постановки Первая сценическая версия романа «Два капитана» Вениамина Александровича Каверина - спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, поставленный в 1948 году. Каверин сам стал соавтором пьесы, адаптировав для постановки текст книги. Вторым соавтором стал З. Юдкевич. Режиссером спектакля был главный режиссер театра Михаил Александрович Чежегов. Роль Сани Григорьева исполнил Г. Самойлов, роль Кати Татариновой- Н. Родионова. Работа этих актеров была высоко оценена театральными критиками. В том же 1948 году в Москве в Центральном детском театре (ЦДТ) состоялась премьера спектакля «Два капитана». Режиссер спектакля- В.С. Колесаев. Спектакль запомнился театралам столицы, так как одним из двух исполнителей роли Сани Григорьева был Олег Николаевич Ефремов. С 1951 года он играл эту роль в течение нескольких лет, вплоть до основания театра-студии «Современник». Вторым исполнителем главной роли в спектакле «Два капитана» стал артист ЦДТ Александр Михайлов. «Образ Сани Григорьева- большая удача молодого актера (А. Михайлова). Прекрасные черты молодого поколения Сталинской эпохи, большевистскую целеустремленность и непримиримость, высокое сознание патриотического долга… А. Михайлов воплотил в созданном им образе». (Калитин Н.) Позднее А. Михайлову пригодится сценический опыт создания образа главного героя романа Каверина на съемках первой экранной версии книги. Сценические версии романа «Два капитана» стали популярными в репертуаре театров СССР. В 1949 г. состоялись премьеры спектаклей в Театре юного зрителя Латвии и Саратовском ТЮЗе, а в 1953 г. в Ульяновском областном драматическом театре и ТЮЗе г. Каунаса. Годом позже в Петрозаводске в репертуаре Карело- Финской филармонии появилась новая литературная композиция по роману В.А. Каверина. Ее автором и режиссером стал И.С. Ольшвангер. К роману обращались и любительские коллективы. Так, в 1960 году самодеятельные артисты драматического театра-студии Дворца культуры имени С.М. Кирова в Ленинграде представили зрителям свою версию популярного романа. Аудиосказка 1955 «Два капитана» Вениамин Каверин Аудиоспектакль "Два капитана", 2013 В остальных ролях: Данила Кауркин, Анастасия Щетникова, Роман Голубев, Юрий Султанов, Роман Степенский, Екатерина Жукова, Андрей Бажин, Андрей Данилюк, Александр Никифоров, Роман Шаляпин, Иван Левин, Екатерина Васильева, Евгений Редько, Рамиля Искандер, Александр Пономарёв, Алексей Дубровский, Владимир Малков, Виктор Цымбал, Марина Багдасарян, Прохор Чеховской, Михаил Шкловский.
Из архива Гостелерадиофонда
Радиоспектакль в двух частях.
В ролях:
Саня Григорьев — А. Михайлов
Катя Татаринова — М. Куприянова
Мария Васильевна — И. Викторовна
Кораблев — Е. Перов
Николай Антонович — И. Воронов
Валя Жуков — Г. Печников
Иван Иванович — П. Брянский
Ромашов — М. Андросов
Боец — И. Соколов
Лури — Г. Молодцов
Издательство: Запись эфира Радио "Культура"
Исполнитель: Морозов С., Семёнова Д., Ветров В., Миллиоти Е., Кривощапов Д., Зима О,, Данилюк А., Шаляпин Р., Редько Е., Искандер Р., Пономарёв А., Дубровский А. и др.
Продолжительность: 10:03:28
Описание:
Грандиозный, полнометражный радиоспектакль! Фактически, это книга целиком в радиотеатре. Это такой же полный формат, который Виктор Трухан творил на радио, создавая "Отцов и детей".
Сам спектакль звучит 9 часов 55 минут
Ещё 9 минут - вступительные слова Марины Багдасарян к 12 эфирам, на которые была разбита для трансляции эта эпохальная радиопостановка.
Сценарий - Марина Багдасарян.
Режиссёры-постановщики: Александр Баркар и Владимир Малков.
Композитор - Филипп Чернов.
Саундпродюсер - Виктор Сарычев.
В спектакле участвуют артисты Театра на Набережной, Российского Академического молодежного театра, Театра "Современник", Театра им.Маяковского, Студии театрального искусства, Театра им.Пушкина, Театра ElCetera, Театра Российской армии, МХАТа, Театра наций и ТЮЗа.
От автора - Андрей Заводюк, Ирина Низина.
Действующие лица и исполнители:
Саня Григорьев - Степан Морозов
Катя Татаринова - Дарья Семёнова
Николай Антонович - Владислав Ветров
Бабушка - Елена Миллиоти
Ромашов - Дмитрий Кривощапов
Доктор - Олег Зима
Спектакль создан в рамках проекта «Человек и история».
Автор и шеф-редактор проекта – Марина Багдасарян.
Продюсер – Ольга Золотцева.
Мюзикл 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера первого российского мюзикла "Норд-Ост", поставленного по мотивам романа Вениамина Каверина "Два капитана". Авторами либретто, музыки мюзикла и его продюсерами стали Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Мюзикл состоял из 2 действий и 39 эпизодов. Впервые в России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр (ДК ГПЗ-1, Москва, ул. Мельникова, 7). Масштабные декорации были вбетонированы в фундамент здания, что делало его театром одного спектакля. Эти уникальные декорации были созданы художником Зиновием Марголиным. Зрителей поражали самолёт-бомбардировщик, садящийся прямо на сцену во время представления и вскрывающийся ледяными торосами поворотный круг сцены, в центре которой возникал нос шхуны, нашедшей свой последний причал в арктических водах. Декорации мюзикла весили более 6-ти тонн. 14 месяцев продолжался отбор актеров в основную труппу. В конкурсе на право войти в труппу "Норд-Оста" участвовало 1029 человек. В итоге 39 девочек и мальчиков вошли в состав детской труппы театра, а самому старшему из них было в то время всего 13 лет. В трехчасовом мюзикле принимало участие 180 персонажей, а в состав оркестра входило 32 музыканта. Премьера мюзикла стала событием в мире искусства. Он имел огромный успех на протяжении всего времени его существования. За первый свой сезон «Норд-Ост» был показан более 320-ти раз. Казалось ему обеспечена «долгая жизнь». Но 23 октября 2002 года группа вооружённых чеченских боевиков захватила и удерживала заложников из числа работников, зрителей и актёрского состава мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра. Операция по освобождению заложников была проведена только 26 октября 2002 года. Этого событие повлияло на дальнейшую судьбу мюзикла. Изначально «Норд-Ост» был задуман как спектакль непрерывного показа в течение нескольких лет, – поделился Георгий Васильев. – Это помещение на Дубровке мы арендовали на два с половиной года и при удачном стечении обстоятельств, возможно, показывали бы спектакль и дольше. К моменту, когда на театр напали террористы, мы уже показывали спектакль в ежедневном режиме больше года, что по тем временам было даже трудно себе представить, так как это был первый такой опыт в России. Мы перенесли в Москву бродвейские технологии ежедневного показа, но на нашем материале: в основу был взят роман Вениамина Каверина «Два капитана». После теракта все пошло наперекосяк. … Не только потому, что при захвате театра погибли двое артистов из детской труппы, восемь музыкантов оркестра, всего более двадцати человек, работавших в «Норд-Ост». Погиб и сам спектакль, который мы считали необходимым для страны». Попытки авторов восстановить мюзикл не увенчались успехом. 23 октября 2003 года в первую годовщину захвата заложников около здания театрального комплекса на Дубровке появился памятный гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и семиметровая стела из белого гранита, увенчанная тремя бронзовыми журавлями. Скульптура, изображающая трех журавлей, создана еще до трагедии и должна была символизировать сам мюзикл. После происшедшей трагедии московские власти решили, что монумент отвечает идее памяти о жертвах терроризма. (Скульптор — Александр Белашов, архитектор — Илья Былинкин.) А в 2005 г. была издана полная аудиоверсия гастрольной постановки спектакля. Но даже после прекращения показов мюзикл продолжал принимать участие в фестивалях и форумах (Международный симпозиум музыкального театра под эгидой Международного института театра ЮНЕСКО, Мюнхен, декабрь 2004; первый российский фестиваль мюзиклов «Музыкальное сердце театра», Москва, февраль 2006) и получать театральные премии — в начале 2006 года авторы «Норд-Оста» Георгий Васильев и Алексей Иващенко были удостоены театральной премии имени Ролана Быкова «Звезда пленительного счастья». В 2003 г. мюзикл получил премию «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая мужская роль» (Юрий Мазихин).
Скульптура 22 июля 1995 года в г. Пскове состоялось торжественное открытие памятника героям романа В.А. Каверина «Два капитана». Идея его создания возникла в 1984 году у директора Псковской областной детской библиотеки Аллы Алексеевны Михеевой. В 1986 году Вениамин Александрович Каверин приезжал во Псков на 200-летие школы №1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Тогда, во время посещения Псковской областной детской библиотеки, состоялась встреча писателя с автором проекта будущего памятника Сане Григорьеву и капитану Татаринову (героям романа "Два капитана"). Архитектор В.Л. Бурыгин показал писателю эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: "Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа "Два капитана". Авторами памятника стали молодые скульпторы - Михаил Владиленович Белов и Андрей Алексеевич Ананьев.