"Ну и скукота эти книжки без картинок!" – думала Алиса Льюиса Кэрролла, а ведь действительно каждый из нас, взяв с полки книгу, перелистывает её в поисках иллюстраций, стараясь угадать сюжет.
Художник-иллюстратор решает очень непростую задачу, пережив, пропустив сквозь себя все события, происходящие в книге, он должен оживить её персонажей, угадать, каким должен предстать тот или иной герой перед миллионами читателей, так чтобы сделаться для каждого таким, каким его представляют.
«Ты прочёл жизнь капитана Татаринова…» — так говорил сам себе Саня Григорьев. Я же постарался прожить жизнь Сани в своих иллюстрациях», - сказал в одном из интервью Петр Любаев, иллюстрировавший роман «Два капитана» В.А. Каверина в 2016 году.
Эти слова очень точно выражают отношение всех художников- иллюстраторов к своей работе. Иллюстратор должен быть очень хорошим рассказчиком. Каждая картинка должна отображать сюжет книги, дополняя общий смысл.
Впервые роман «Два капитана» был издан в 1938 году в детском журнале «Костер», а после этого переиздавался еще более 120 раз. И многие издания украшали работы художников-иллюстраторов. Это были уже заслуженные, известные мастера и те, кто делал первые шаги на этом поприще.
Харкевич-Храповицкий Иван Иванович
Харкевич-Храповицкий Иван Иванович
13 сентября 1913 - 2007
Заслуженный художник России.
Художник-график, иллюстратор, плакатист. Член Союза художников СССР (ЛССХ). Заслуженный художник России (2004).
Иван Иванович по происхождению из старинного дворянского рода Храповицких. Его прапрадед Александр Васильевич Храповицкий был штатс-секретарем у Екатерины II. Отцу художника принадлежало большое имение Троицкое в Смоленской губернии. Учился рисованию в студии профессора Савицкого (1927–1929). В 1934 году окончил Ленинградский техникум изобразительных искусств рабочей молодежи, учился у Г. Н. Траугота.
Работал в «Детгизе», где в то время работали и писатель Даниил Хармс и знаменитые графики В.В. Лебедев, Н.Ф. Лапшин, Н.А. Тырса, с 1937 г. сотрудничал в журналах «Чиж» и «Костер». В 1939 г. участвовал в создании первых плакатов «Боевого карандаша». Он был первым иллюстратором знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана».
Над иллюстрациями к книге «Веселое путешествие. От А до Я» (1962) С. Я. Маршака он работал с коллективом художников, среди которых были: И. Бруни, О. Верейский, В. Лебедев и другие. Был дружен и сотрудничал с Дмитрием Булановым. В 1939 году участвовал в создании первых плакатов «Боевого карандаша». Работал в соавторстве с В. И. Курдовым и И. В. Шабановым (№5 «Стахановец – в бою хасановец!», 1940).
С 22 июня 1941 года Харкевич служил в должности фронтового художника в Рижской редакции «Друг солдата», выпускающей антивоенную газету на немецком языке. Иван Иванович иллюстрировал газеты и листовки множеством сатирических антифашистских карикатур, нарисовал колоду карт, где королями были фашистский фюрер и его сподручные, а также делал меткие и смешные шаржи на окружающих его людей. Газету сбрасывали самолеты на боевые позиции врага. Специальные бомбы были начинены типографской продукцией. Награжден медалью «За боевые заслуги».
В послевоенные годы продолжал работать в «Карандаше», рисовал плакаты на социальные и политические темы: «Наперекор войне холодной. Знамена мира поднимай! Да здравствует международный. Великий праздник – Первомай!» (1961), «Берегите наш общий дом!» (1960-е).
Плакаты И. И. Харкевича хранятся в художественном фонде Государственного мемориального музея обороны и блокады, Музея истории города в С- Петербурге, Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников, в частных российских коллекциях советского плаката.
В 2004 г. Указом Президента России И.И. Харкевичу-Храповицкому присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации.
Глебов Федор Петрович
Глебов Федор Петрович
1914-1980
Советский живописец, пейзажист. Член Союза художников СССР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Родился в 1914 году в Москве. Первоначальное художественное образование получил в 1932-1936 в Московском художественном училище памяти 1905 года, где занимался у Н.П. Крымова. В 1936-1941 Глебов учился в Московском государственном институте изобразительных искусств, где его преподавателями были С.В. Герасимов и А.А. Осмеркин.
В 1941 художник ушел добровольцем на фронт. После защиты дипломной работы «На фронтовой дороге» под руководством С.В. Герасимова в 1948 г. много работал в области книжной графики (издательства Детгиз, «Молодая гвардия»). Создавал иллюстрации к произведениям В.А. Каверина, Б. Л. Горбатова, А.А. Фадеева, С.В. Михалкова, Л.С. Неймана в технике линогравюры. Писал Север, Крым, работал в Тверской и Мурманской областях, в Подмосковье, на Псковщине — в Пушкинском заповеднике. В 1973 г. создал серию пейзажей пушкинских мест.
Работал в станковой гравюре на линолеуме. Под влиянием Н.П. Крымова, с которым он дружил, Глебов всерьез увлекся живописью. В пейзаже Глебов желал выразить как можно полнее чувства и переживания, возникшие от восприятия природы. Позднее его стала больше интересовать декоративная живопись, возможность сочетать большие цветные плоскости с живописной гармонией, тончайшей выверенностью колористических отношений. Одни из самых впечатляющих картин «ЛЕТО» (1972), «ОСЕННИЙ ЛЕС» (1973), «СОРОТЬ», «ОЗЕРО КУЧАНЕ» и др.
Особое место в творчестве Глебова занимает серия пейзажей, посвященных пушкинским местам, где он работал в 1973. Серия, в которой художник использует панорамное изображение, знаменует новый этап творчества художника: утверждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека, в котором он становится камертоном ее состояния.
Участник выставок с 1934 года. Постоянный экспонент московских, областных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в 1973 г. (Москва), 1975 г. (Владимир, Рязань, Киров, Сыктывкар), 1984 г. (Москва).
Работы художника находятся в Государственном Русском Музее, Государственном Литературном Музее, Новосибирской областной картинной галерее.
Умер в Москве.
Ладягин Владимир Иванович
Ладягин Владимир Иванович
22 мая 1910 - 31 декабря 1998
Художник, график, плакатист, иллюстратор и оформитель. Член Союза художников СССР. Жил и работал в Москве.
С 1930-х годов начал работал в детском издательстве «Детиздат», проиллюстрировал и оформил книги А. А. Фадеева, Я. М. Тайца, Л. А. Кассиля.
Во время великой отечественной война участвовал в выпуске трафаретных «Окон ТАСС» («Париж Освобожден!» №1046, 1944; «Три флага, ярко засияв, пусть развеваются все флаги шире!» №1300, 1945; «Мы выполним новую сталинскую пятилетку!» №1388, 1945; «Ленинский комсомол – перестраивает города» 1439, 1946).
Осенью 1944-го года, в предчувствии победы, художник создал в плакате один из самых впечатляющих художественных образов конца войны — «Я ждал тебя, воин-освободитель!» Сцена встречи героя-бойца и советского мальчика на улице западного городка не может никого оставить равнодушным. Лист был напечатан в начале 1945 года в издательстве «Искусство» и стал одним из самых удачных плакатов последних месяцев войны. К 55-ти летнему юбилею Великой победы вышла марка с изображением этого плаката.
После войны Владимир Ладягин иллюстрировал книги самых известных авторов: «Октябрьский марш» (1947), В. В. Маяковского; «Мальчики» (1947), Ф. М. Достоевского; «Сказка о военной тайне» (1947), А. П. Гайдара; «Дети нашего двора» (1949), С. Я. Маршака; «Город у моря» (1950), В. П. Беляева; «Дневник Коли Синицына» (1950), Н. Н. Носова; «Гудок» (1951), Н. А. Островского; «Васек Трубачев и его товарищи» (1953), В. А. Осеевой; «Дрессировщики» (1969), Ю. В. Сотник.
Ладягин работал по заказам издательств, выполнил плакаты: «Всюду светлые, красивые мы сады откроем детские…» (1946), «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться, учиться упорно, терпеливо. Сталин» (1950-е). Выполнил иллюстрация для детского альманаха «Круглый год», рассказы: «Всего лишь барбос» (1967), М. Фроловой; «Хозяин» (1968), В. Баныкина и «Урок геометрии» (1968), Л. Пантелеева.
Плакаты В. И. Ладягина хранятся в фондах Государственной российской библиотеки, Тамбовской областной универсальной научной библиотеки, в частных коллекциях России, Великобритании и США.
Ец Иосиф Михайлович
Ец Иосиф Михайорвич
1907 – 1941 (?)
Иосиф Михайлович (в документах также встречаются варианты Мовшевич и Моисеевич) Ец родился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 году окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). Обучался под руководством художника В. Н. Левицкого. С 1931 года работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты.
С началом Великой Отечественной войны Ец рисовал пропагандистские плакаты антифашистской тематики.
Летом 1941 года он был призван на службу в Военно-морской флот СССР Вязовским районным военным комиссариатом Сталинградской области (ныне — территория Еланского района Волгоградской области). Согласно документам объединённой базы данных Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации «Мемориал», командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты и 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом.
Шейнес Борис Исаакович
Шейнес Борис Исаакович
р.1935
Родился в Москве. График. Член Союза художников СССР. Учился в Московском полиграфическом техническом институте имени Ивана Федорова. В 1954 году начал работать в качестве иллюстратора и дизайнера для ведущих московских издательств. С 1955 г. работал в качестве книжного иллюстратора для ведущих советских издательств. В целом проиллюстрировал более 100 литературных произведений отечественных и зарубежных авторов. Получил несколько почетных дипломов на крупнейших международных книжных ярмарках. С 1960 по 1980 годы работал в области литографии и рисунка. В апреле 1985 года художник покинул Россию. С 1985 по 1986 год проживал в Италии. В 1986 году провел персональную выставку в Нидерландах. В декабре 1986 года прибыл в США и поселился в Чикаго. В 1990 году началась работа над композициями на деревянных панельных экранах, основанных на более ранних литографских изображениях св. Петербург (Ленинград). Получил несколько почетных наград от городского Чикагского Отдела по делам культуры за проекты, посвященным русским летчикам и узникам нацистских концлагерей, работы, выполненные в русской книжной иллюстрации, серию гравюр на дереве и портреты русских художников-авангардистов 1920-1930-х годов.
Провел персональные выставки в Центральном Доме работников искусств, Москва (1964), Государственном комбинате графических искусств, Москва (1970), Центральном Доме работников искусств, Москва (1978), Оперном театре Вудстока, Иллинойс (1990), художественной галерее Риверфронт, Чикаго (1994), музее дайма, Чикаго (1994) и Галерее Дитмар Северо-Западного университета (1997). Также участвовал в многочисленных групповых выставках.
Бритвин Виктор Глебович
Бритвин Виктор Глебович
р.1955
Виктор Глебович Бритвин - российский художник-график, автор иллюстраций к произведениям мировой, русской и чувашской классической литературы. Заслуженный художник Чувашской Республики (1995), Заслуженный художник Российской Федерации (2012). Родился в 1955 году в городе Чебоксары. В 1977 году окончил Чебоксарское художественное училище, а в 1983-м — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Преподаватель (1983), директор (1985—1988) Чебоксарского художественного училища. Иллюстрировал книги разнообразной тематики «Чувашского книжного издательства» и ряда московских издательств, в том числе эпос об Улыпах, сказки «Тысяча и одной ночи», сказки Оскара Уайльда, произведения классиков русской литературы. Много работал в станковой графике и живописи. Основные работы в графике: циклы «Миражи», «Свияжский полдень», «Послушание», «Странник», «Искусство равновесия», «Кунсткамера», «Незнакомые игры», «Музыкальные инструменты», серия городских пейзажей и портретов. В 2000-х годах начал писать прозу, печатался в журнале «Литература. Искусство. Культура». В 2018 году Виктор Бритвин удостоен премии Александра Солженицына «за выдающиеся по качеству и выразительности иллюстрации к сказкам и мифам народов мира; за глубокое и взволнованное прочтение русской лагерной прозы взглядом художника-графика».
Так же награждён медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой».
Конашевич Владимир Михайлович
Конашевич Владимир Михайлович
19 мая 1888 - 27 февраля 1963
Владимир Михайлович Конашевич родился в Новочеркасске, в семье служащего. Член Ленинградского отделения Союза советских художников с 1932 года.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1908 год по 1913 год сначала на архитектурном факультет, потом на живописном отделении, где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак.
Занимался станковой графикой и книжной иллюстрацией. Иллюстрировал книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, сказки Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др. Одним из высших его достижений стали иллюстрации к «Манон Леско» аббата Прево. В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов – «Павловский парк», «Павловская шпана», «Улица»; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
С 1916 по 1919 преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (после революции — Техникум кустарных производств).
В детской книге он дебютировал еще в 1918 году, когда были изданы «Азбука в рисунках Вл. Конашевича» и «Розовая азбука» Е. Е. Соловьевой. Вплоть до самой смерти художник иллюстрировал народные сказки, русскую классику, детские произведения советских писателей. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике «Мира искусства».
С 1921 по 1930 преподавал в Академии художеств рисунок, руководил литографской мастерской.
С 1930-х годов Конашевич почти полностью посвятил себя иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике – тушью или акварелью по китайской бумаге.
С 1956 по 1963 член редколлегии журнала «Костер» и альманаха для дошкольников «Звездочка».
Скончался 27 февраля 1963 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
В 2019 году имя присвоено скверу на проспекте Просвещения в Санкт-Петербурге.
Сырнев Юрий Аркадьевич
Сырнев Юрий Аркадьевич
30 мая 1905 - 11 сентября 1943
Юрий Аркадьевич Сырнев - советский художник-график, книжный иллюстратор.
Родился 30 мая 1905 года в Казани. Детство и юность провёл в Таллине (Ревеле).
В 1923 г. приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум, который окончил в 1927. Его педагогами были М. И. Авилов, Л. Ф. Овсянников. В техникуме познакомился с художником Павлом Басмановым, с которым поддерживал дружбу до конца жизни. С 1927 по 1932 г. учился во ВХУТЕИНе, на графическом факультете, у В. М. Конашевича и П. А. Шиллинговского.
Занимался литографией и книжной иллюстрацией, писал акварелью. Самая известная работа Сырнева в книжной графике – иллюстрации к «Барону Мюнхгаузену» Э. Распэ; книга неоднократно переиздавалась.
С 1930 г. работал в детском отделе Госиздата у В. В. Лебедева. Ю. А. Сырнев не принадлежал к «лебедевской школе», но считал себя учеником других близких ему художников, иллюстраторов детской книги Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаевой и Н. А. Тырсы.
В 1938-1941 гг. работал в Экспериментальной полиграфической мастерской в ЛОССХ. Литографические циклы Сырнева особо выделяются исследователями в этот, очень успешный для развития ленинградской литографии период 1930- х гг. Для его пейзажных работ характерна «повышенная эмоциональность» по сравнению с произведениями других представителей «ленинградской пейзажной школы» — Н. А. Тырсы, Н. Ф. Лапшина, В. В. Пакулина, А. С. Ведерникова и других.
«Творческая индивидуальность Сырнева – это способность к импровизационной, построенной по воображению композиции, слабо выраженная работа с натуры, стремление к свободной живописной пластике, умение в границах черно-белого рисунка передать многообразие цветового мира. Наконец, романтизм, свойственный образному строю его произведений». — Козырева Н. М.
Участник групповых выставок с 1938 г. Первая и последняя персональная выставка художника прошла в 1940 г. в ЛССХ.
По свидетельству близких друзей художника, Юрий Сырнев обладал такой феноменальной зрительной памятью, что она давала ему возможность без натуры, только по воспоминанию и воображению создавать пейзажи, в которых романтическое, лирическое звучание темы соединялось с убедительно построенным изображением мотива во всех его деталях.
Творчество Ю. А. Сырнева высоко оценивалось художниками В. В. Воиновым, Н. Ф. Лапшиным, Г. С. Верейским. По природе своего дарования Сырнев являлся живописцем, вопрос о конструкции художественного произведения для него был вторичен. Художник строил цветовые композиции на тональных отношениях, создавая их по воображению. Все его работы были выполнены с огромной эмоциональностью.
В 1941 г. Ю. А. Сырнев встретил войну, находясь в г. Кирове. В начале 1942 ушёл добровольцем на фронт, был снайпером. Погиб в бою на Конотопском направлении 11 сентября 1943 г.
Остапенко Вячеслав Борисович
Остапенко Вячеслав Борисович
р.1956
Художник (станковая графика, книжная иллюстрация, живопись). Родился 11 октября 1956 года в городе Перми.
Отец по образованию инженер-строитель, мать — преподаватель химии и биологии. Учился в пермской школе № 22 с углубленным изучением французского языка.
Художник о себе:
«Вячеслав Остапенко, он же Остап, он же Брагин. В 1984 году окончил Московский архитектурный институт. Член союза художников России с 1991 года. Участник текущих выставок с/х, международных биеналле графики. Персональные выставки в Москве (галерея «АСТИ»), Петербург (артсалон «БРОДЯЧАЯ СОБАКА», Буенос-Айрес (резиденция «ДАВИНЧИ ГАЛЛЕРИ») Работа с иллюстрациями с 1980 года.»
С 1984 г. Вячеслав Остапенко постоянно сотрудничает с издательствами Перми (Пермское книжное издательство, фонд «Юрятин», «Урал-пресс»), Свердловска (Средне-Уральское книжное издательство), Москвы (Центрполиграфиздат, «ОЛМА-пресс», «ЭКСМО-пресс»), с челябинским фондом «Галерея». В середине 1990-х гг. переехал в Москву, с 1999 г. живет и работает в Санкт-Петербурге. За весь период работы оформил более 300 книг. На протяжении последних лет использует компьютерные технологии – в книжной графике и свободном творчестве.
Работал над иллюстрациями в сериях книг: «Черная кошка» «Абсолютное оружие», «Вне закона», «Холодный огонь», «Черный котёнок», «Русские разборки» (издательство «ЭКСМО-пресс»); «Мастера остросюжетного детектива», ряд книг в Полном собрании сочинений Чейза (Издательство «Центрополиграф»); «Арабеск», «Классики пермской поэзии», «Юношеская библиотека», «Литературное Прикамье» (пермские издательства); несколько книг для совместных серий фондов «Юрятин» (Пермь) и «Галерея» (Челябинск).
Член Союза художников России с 1991 г.
Гершкович Юрий Соломонович
Гершкович Юрий Соломонович
1 июня 1938- 13 ноября 2013
Российский художник, график, книжный иллюстратор.
Родился в Москве, в семье архитектора и учительницы немецкого языка. В 1949 году поступил в Московскую среднюю художественную школу (ныне – Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), которую окончил с золотой медалью. В 1962 году с красным дипломом окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. В числе его педагогов были Е.А. Кибрик, Ю.П. Рейнер, Б.А. Дехтерёв.
Юрий Гершкович создал иллюстрации ко многим произведениям авторов мировой и русской классики – Боккаччо, Шекспира, В. Скотта, Р.-Л. Стивенсона, П. Мериме, А. Мюссе, Э. Золя, Стендаля, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Шолом-Алейхема, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и многих других. Всего творческое наследие Ю.С. Гершковича насчитывает более 250 проиллюстрированных им книг.
Юрий Гершкович участвовал во многих всесоюзных и республиканских художественных выставках. Ряд его работ приобретен Государственной Третьяковской галереей, другими художественными музеями России.
Дружил с поэтом Виктором Шнитке. Писал портреты Виктора и его дочери Маши.
Любаев Петр Сергеевич Любаев Петр Сергеевич р.1986 Российский художник. Родился в Москве в 1986 году в семье художников-иллюстраторов Сергея Любаева и Марии Спеховой. В 2003 году окончил Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств с медалью Академии художеств. В этом же году поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова на отделение живописи. В 2008 году награждён медалью Академии художеств за отличную учёбу. С 2005 по 2009 год учился в мастерской батально-исторической живописи под руководством народного художника России, академика Российской Академии художеств Н. Н. Соломина. В 2009 году с отличием окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова. Проходил военную службу по призыву в Академическом ансамбле песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. П. С. Любаев – член Московского союза художников; участник всероссийских и международных выставок. Работы художника находятся в частных собраниях России, США, Китая, Италии, Дании, Болгарии, Франции, Анголы, Азербайджана. Лауреат Московской международной выставки-конкурса современной живописи «Золотая кисть», 2012 г. Победитель Всероссийского конкурса «Образ России в творчестве молодых художников» в 2008 году. В 2009 году награждён грантом в творческом конкурсе, учреждённом АКБ «Славянский банк». Лауреат международного конкурса живописи и графики «Il clima: un bene comune da difendere» («Климат: общее благо, нуждающееся в защите»), 2016 г. Член творческого объединение «Новые передвижники», 2017 г. Лауреат Ежегодного Международного Конкурса «Образ Книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы», 2018 г. Диплом Российской Академии Художеств,2019 г. П.С. Любаев работает в жанрах исторической картины, пейзажа, портрета, натюрморта, а также пишет картины на современную тему. Основные жанры: историческая и современная картина, пейзаж, портрет, натюрморт. Занимается иллюстрированием художественной литературы.