Михаил Ефимович Лобашев Михаил Ефимович Лобашев В 1936 году В.А. Каверин отдыхал в Доме отдыха ученых под Ленинградом, где он случайно встретился с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашевым. М. Лобашёв рассказал В.А. Каверину историю своей жизни. Писатель сначала слушал, а потом стал записывать, и «эти сорок или пятьдесят страниц легли в основу романа «Два капитана». Какова же история жизни М.Е. Лобашева? Поздней осенью 1907 года в селе Большое Фролово в семье Лобашевых родился мальчик, которого окрестили Мишей. Детство Миши прошло на Волге. Мать воспитывала его и младшую сестру Саню и занималась поденной работой; отец работал грузчиком. До семи лет Миша не разговаривал, и мальчика считали немым. Только в 13 лет его речь полностью восстановилась. В результате он овладел азбукой в то время, когда его сверстники уже могли читать и писать. В четырнадцать лет Миша теряет мать, а еще раньше отца. После смерти родителей его и сестру направили в детский дом г. Покровска Саратовской области. Мальчик сбежал оттуда и беспризорничал. Его поймали в 1922 г., определили в детский дом, а позже – в трудовую школу – коммуну в Ташкенте. В школе Михаил получил среднее образование и профессию слесаря. Здесь у него зарождается любовь к естественным наукам. В 1928 г. Лобашев приезжает в Ленинград и перед ним встает вопрос выбора поступления: в Академию художеств (куда его брали без экзаменов) или университет. М. Лобашев выбрал естественное отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета. Университетский курс он осваивает за три года. После окончания университета М. Лобашев был одновременно принят в аспирантуру ЛГУ и зачислен в штат Института генетики АН СССР, который организовал Н.И. Вавилов. В 1935 г. М. Лобашев защитил диссертацию «О природе действия химических факторов на мутационный процесс». В 1935—1941 гг. работал на кафедре генетики ассистентом, потом — доцентом, продолжая интенсивную исследовательскую работу. В эти годы и произошло знакомство молодого ученого с писателем В.А. Кавериным. В июле 1941 г. М. Лобашев добровольцем вступил в армию Народного ополчения, провел войну на Ленинградском фронте, продолжая исследовательскую работу. Вернувшись на кафедру, М. Лобашев вскоре (1946г.), несмотря на трудности, связанные с восстановлением Ленинградского университета в послевоенные годы, защитил докторскую диссертацию, после чего был избран деканом биологического факультета университета. Сессия ВАСХНИЛ 1948 г., которая признала генетику как «лженауку», завершилась тем, что М. Лобашев в числе пяти ученых-биологов был уволен из университета. В 1949 г. академик Л.А. Орбели пригласил М. Лобашева на работу в Институт физиологии им. И.П. Павлова, где Лобашев работал до 1957 г., создав школу физиологов-генетиков. В 1957 г. после сложного конкурса М. Лобашев был избран заведующим кафедрой генетики и селекции ЛГУ. С 1957 по 1971 гг. все силы М. Лобашева были отданы восстановлению генетики в университете и в стране в целом. Результаты его научных исследований внесли огромный вклад в отечественную науку. Умер он во сне в ночь с 3 на 4 января 1971 г. Потеря родителей, жизнь в детском доме, скитание на улицах, военное время – ничто не смогло заставить Михаила Лобашева сдаться, как и приглушить любовь ученого к науке. Вся жизнь М. Е. Лобашева — путь от беспризорника до профессора, зав. кафедрой ЛГУ, заслуженного деятеля науки РСФСР, председателя Головного совета по биологии Минвуза СССР, одного из организаторов Всесоюзного общества генетиков и селекционеров им. Н. И. Вавилова — пример служения науке, пример целеустремленности в преодолении неизбежных трудностей.
Самуил Яковлевич Клебанов Самуил Яковлевич Клебанов Перейти от генетики к авиации писателю помог военный лётчик-истребитель старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, героически погибший в 1943 году. Он ввел писателя в тайны лётного мастерства в условиях Крайнего Севера и стал ещё одним прототипом главного героя. С.Я. Клебанов внушил мысль В.А. Каверину, что у Сани Григорьева должен быть интерес к науке полярных изучений. Летчик много рассказывал о полетах на Север. С.Я. Клебанов родился в 1910 г. в г. Орша. Интерес к авиации зародился у Самуила Клебанова в 13 лет после прочтения журнала «Вестник Воздушного флота». По чертежам модели из журнала в течение полугода клеил авиамодель, которая удостоилась чести быть в авиауголке клуба пионерского отряда. Занимался в авиамодельных кружках, построил десятки моделей, неоднократно участвовал в состязаниях авиамоделистов. В 1929 году Самуила Клебанова послали на шестые Всесоюзные состязания планеристов, а по возвращении ему было присвоено звание пилота-планериста. В советской стране тогда начался бум создания планерных школ. Многие участники таких школ будучи любителями в будущем выбирали профессию летчика, как и главный герой романа «Два капитана» Саня Григорьев. Как и Александр Григорьев, Самуил Клебанов после обучения в Ленинграде в летной школе Осоавиахима закончил Балашовскую летную школу, работал там инструктором до 1933 г. Работа полярным летчиком и детали, описанные в романе, также во многом повторяют опыт Клебанова. Он был назначен вторым пилотом на одну из дальних северных линий – Ненецкий национальный округ. Здесь в середине тридцатых создавалась местная авиация, состоявшая из двух самолетов У-2 и двух пилотов: первого — Виталия Сущинского и второго — Самуила Клебанова. В сезон 1935-36 гг. первопроходцы ненецких трасс совершили чудо — 267 безаварийных полётов (из них 107 совершил Клебанов, 150 — Сущинский), общей протяженностью 26427 км, было открыто восемь новых трасс общей протяжённостью 2470 км. Решением Ненецкого окрисполкома С.Я. Клебанов награждён велосипедом и премией в 500 рублей. Из биографии С.Я. Клебанова в жизнь Сани Григорьева вошла история полета в глухое становище Ванокан, когда в пути разразилась пурга. Катастрофа. была неминуема, если бы летчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолета. Позднее С.Я. Клебанов описал этот способ в научном журнале. В 1936 г. летчик Клебанов был отозван в Архангельск, через два года назначен старшим пилотом Архангельского аэропорта, открытого в самом начале 30-х гг., а затем переведён в Ленинград в качестве шеф-пилота Северного управления Гражданского воздушного флота. Военные подвиги Сани Григорьева также имеют прямое отношение к боевым вылетам С.Я. Клебанова, получившего во время Великой Отечественной войны два ордена. На начало войны Клебанов — младший лейтенант, командир экипажа бомбардировщика 212-го дальнебомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия. Трижды Клебанова сбивали над территорией, занятой противником, дважды он сажал горящую машину и возвращался в часть. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника С.Я. Клебанов погиб, не вернувшись с боевого задания в апреле 1942 г. в районе Витебского аэродрома. В.А. Каверина с С.Я. Клебановым незадолго до войны познакомил писатель Лев Успенский, на тот момент Клебанов был уже шеф-пилотом Северного управления ГВФ в Ленинграде. В.А. Каверин вспоминал о встрече с Клебановым: «Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева… Он принадлежал к числу тех немногих людей, у которых слово никогда не опережает мысль».