Георгий Яковлевич Седов Георгий Яковлевич Седов Родился 23 апреля (5 мая) 1877 г. на берегу Азовского моря в небольшом местечке Кривая Коса. Выходец из простой семьи, он пробился благодаря своему таланту и упорству. Окончил Ростовскую мореходку, стал военным гидрографом с чином поручика по Адмиралтейству. В период русско-японской войны командовал миноносцем в составе флотилии, оберегавшей вход в Амур. Затем Седов начал активную гидрографическую деятельность. В 1909 г. занимался обследованием устья Колымы, на следующий год руководил изысканиями на Новой Земле. Ратовал за скорейшее освоение трассы Северного морского пути, подчеркивая ее военно-стратегическое значение для России. Г.Я. Седов, переведенный в 1912 г. на флот в звании старшего лейтенанта, решил водрузить в точке Северного полюса флаг России, справедливо полагая, что его страна давно заслужила такую честь. К этому времени о покорении Северного Полюса уже заявили американцы Фредерик Кук (1908 г.) и Роберт Пири (1909 г.). Кроме того, одним из побудительных мотивов организации экспедиции с целью достижения Северного полюса было предстоящее в 1913 г. празднование 300-летия царствования Дома Романовых. Достижение полюса было бы хорошим подарком к юбилею. На собранные средства 23 июля 1912 г. Седов арендовал старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока» (бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» 1870 г. постройки). Г.Я. Седов планировал осуществить плавание до Земли Франца Иосифа, а далее – переход на санных упряжках до Северного полюса. 27 августа (14 августа) 1912 г. «Святой великомученик Фока» вышел из Архангельска, имея запас угля на 23—25 дней хода. 15 сентября 1912 г. на 77° с. ш. экспедиция встретила непроходимые льды и не смогла достигнуть Земли Франца-Иосифа. По решению Г.Я. Седова судно остановилось на зимовку на Новой Земле. Седов в сопровождении матроса А. Инютина впервые обогнул на санях северную оконечность острова, а также прошёл от Панкратьева полуострова до мыса Желания. 3 сентября 1913 г. «Св. Фока» освободился ото льда и подошел к мысу Флора острова Нортбрук Земли Франца-Иосифа к базе британской экспедиции Фредерика Джорджа Джексона (1893 - 1896 гг.). 17 сентября экспедиция отправилась дальше, но уже 19 сентября остановилась на вторую зимовку в бухте острова Гукера Земли Франца-Иосифа. Во время зимовки судно не испытало сжатия льдов, и бухту назвали Тихая. Экипаж, включая Г.Я. Седова, болел цингой. 2 февраля 1914 г. несмотря на болезнь Г.Я. Седов вместе с матросами Г.И. Линником и А.И. Пустошным на трёх собачьих упряжках вышли из бухты Тихой к Северному полюсу. По ходу движения прогрессировала болезнь Седова, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 г., на восемнадцатый день похода, Седов скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове. В могилу положили флаг, который Седов планировал установить на Северном полюсе. Существуют и другие версии захоронения Седова. В середине марта измученные спутники Седова вернулись на корабль и отправились в обратное плавание. На обратном пути, 20 июля 1914 г., экипаж «Св. Фоки» на старой базе Джексона на мысе Флора (о. Нортбук, Земля Франца - Иосифа) случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г.Л. Брусилова: штурмана В.И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада. В августе 1914 г. судно добралось до Мурмана. Дальнейший путь в Архангельск экипаж проделал на рейсовом пароходе. Матросы Г.И. Линник и А.И. Пустошный подозревались в убийстве Г.Я. Седова, но после расследования их отпустили.
Георгий Львович Брусилов Георгий Львович Брусилов Родился 19 мая 1884 г. в Николаеве в семье офицера российского флота, впоследствии вице-адмирала, организатора и первого начальника морского Генерального штаба. Родной дядя Георгия Львовича – Алексей Алексеевич – известен как герой Первой мировой войны, возглавивший прорыв русских войск. Окончил морской корпус в 1905 г., служил на военных кораблях на Тихом океане, Средиземном и Балтийском морях. В 1919 – 1911 гг. участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». В 1912 г. Г.Л. Брусилов получил на службе отпуск. Идеей пройти северным морским путем ему удалось заинтересовать дядю, Бориса Алексеевича Брусилова, и его супругу Анну Николаевну и организовать своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество. Предполагалось извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах. Г.Л. Брусилов приобрёл в Великобритании трёхмачтовую парусно-паровую шхуну «Бленкатра». Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой, выделившей 90 тысяч рублей. 28 июля (10 августа) 1912 г. под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург. В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая врача, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания. На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира в Архангельск Ерминия Александровна Жданко (1891 г.р.), племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М.Е. Жданко, имевшая квалификацию сестры милосердия. Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов. Окончательный экипаж состоял из 24-х человек, но кроме Брусилова и Альбанова, в экипаже оказалось всего пять профессиональных моряков. 28 августа (10 сентября) 1912 г. шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. 4 (17) сентября 1912 г. шхуна прошла в Карское море через пролив Югорский Шар, но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала. Под сильным южным ветром начался дрейф, в результате которого зимой следующего 1913 г. «Святую Анну» вынесло в полярный бассейн. Зимовка была трудной, члены экипажа, включая капитана, болели. Вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. К лету 1913 г. «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Судно не смогло пробиться к свободному ото льда участку моря, поэтому пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 г. шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа, а затем к началу 1914 г. – гораздо севернее. Так близко к полюсу русские мореплаватели не подходили. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод. Во время самого длительного в истории арктических российских исследований дрейфа экспедиция Г.Л. Брусилова провела метеорологические наблюдения, замеры глубин, изучала в северной части Карского моря течения и ледовый режим, до того времени неизвестные науке. Между Г.Л. Брусиловым и В.И. Альбановым возник разлад в отношениях. 13 апреля 1914 г. штурман В.И. Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью матросами (трое из них вскоре вернулись), чтобы пешком достичь обитаемой земли. Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа и там дождаться проходящего судна. Проводимые им по пути астрономические наблюдения неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение. В результате дрейфа льдов, с момента оставления «Святой Анны» за почти три месяца полярники прошли более четырёхсот километров. На протяжении перехода 9 человек погибло. Только штурман Альбанов и матрос Конрад 9 июля вышли к базе британской экспедиции Фредерика Джорджа Джексона 1893 - 1896 гг. на мысе Флора острова Нортбрук Земли Франца-Иосифа, где нашли всё необходимое. В начале августа 1914 г. к мысу подошла шхуна «Св. Фока» экспедиции Седова и доставила их на Кольской полуостров. Альбанов привез уникальные материалы экспедиции. Позже они позволили ученым изменить представление о движении льдов в полярном бассейне, предсказать существование глубоководной впадины (желоб «Святой Анны»). Благодаря данным экспедиции Г.Л. Брусилова В.Ю. Визе в 1924 г. рассчитал местоположение, а в 1930 г. открыл остров, названный именем Визе. Шхуна «Святая Анна» с оставшимся экипажем пропала бесследно. Корабль мог погибнуть, раздавленный льдами. Он мог сгореть – ведь топили на нем тюлений жир в светильниках. В этом случае люди, вероятнее всего, замерзли где-нибудь во льдах. Возможно, расчет капитана оправдался, и шхуна вырвалась на чистую воду. Но к этому времени уже бушевала Первая мировая война, а у немецких офицеров был приказ: топить все корабли. Обидно думать, что прошедшая арктические испытания "Св. Анна" пала жертвой боевой торпеды. Впрочем, есть и еще одна версия: корабль-призрак до сих пор дрейфует среди северных льдов.
Владимир Александрович Русанов Владимир Александрович Русанов Родился 15 ноября 1875 г. в Орле в купеческой семье. Окончил Орловскую духовную семинарию в 1897 г. В семинарии он сблизился с революционно настроенной молодежью, в доме Русановых хранилась нелегальная литература. Был на два года сослан в Вологодскую губернию. После ссылки ему запрещено было жить в крупных городах России. После получения разрешения выезда за границу в 1903 г. уехал в Париж, где учился в Сорбонском университете. Русанов неоднократно бывал в полярных экспедициях, первая из которых состоялась в 1907–1908 гг.: тогда он совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле. В следующем году вернулся и продолжил геологические исследования, обнаружив немало полезных ископаемых (в частности, каменный уголь). Помимо этого, он решил выяснить условия морского пути вдоль западного побережья и прошел на шлюпке от губы Крестовой до полуострова Адмиралтейства. В 1910 г. на борту «Дмитрия Солунского» обошел вокруг всего северного острова Новой Земли. Будучи опытнейшим исследователем Севера в 1912 г. Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген по обследованию угленосных районов архипелага. Экспедиция отправлялась на небольшом зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двадцатичетырёхсильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами. В экспедицию вместе с Русановым отправлялась его невеста француженка Жюльетта Жан-Сосин - геолог и врач. 9 июля 1912 г. «Геркулес», имея на борту четырнадцать участников экспедиции, вышел из Александровска-на-Мурмане (Полярный) под командованием капитана А.С. Кучина - опытного полярника, участника плавания норвежца Руаля Амундсена к берегам Антарктиды на «Фраме» в 1911 г. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения. Обследовав всё западное побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Отправив на Большую землю трех членов экипажа с документами и отчетами о проделанной работе, начальник экспедиции повернул на восток, к Карскому морю. "Геркулес" благополучно добрался до Маточкина Шара (архипелаг Новая Земля), откуда на материк ушла последняя телеграмма: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Больше об экспедиции не было никаких известий вплоть до 1934 г. В 1934 г. на безымянном островке вблизи западного побережья полуострова Таймыр (сейчас остров Геркулес), был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом острове обнаружили обрывки одежды и рюкзака, патроны, фотоаппарат "Кодак", именные часы и документы матросов Попова и Чукчина – их именами и назвали остров. Д. Шпаро и А. Шумилов в рамках экспедиции «Комсомольской правды» в 1970-х гг. предположили, как развивались события: видимо, выйдя в Карское море, команда встала на зимовку. Летом судну не удалось освободиться, а на вторую зимовку не хватило продовольствия и топлива. Члены экспедиции покинули судно и направились к мысу Стерлигова. Там были обнаружены нарты, судя по корабельным креплениям, изготовленные на судне. Члены экспедиции, судя по всему, попробовали дойти до людей, направляясь в сторону Енисея. Однако до сих пор подлинные обстоятельства гибели пропавшей без вести экспедиции «Геркулеса» неизвестны. Как и в начале ХХ века, и сегодня проблема освоения Арктического региона остается актуальной. Колоссальные минерально-сырьевые и водные ресурсы определили важнейшее значение этого региона в мировой экономике. Уже в конце ХX века мировое сообщество пришло к выводу о том, что Арктика занимает особое место в геополитическом пространстве, и осознало ее стратегическую роль в решении глобальных проблем. Российский Север выполняет и другие функции - оборонную, экологическую, рекреационную. Различные аспекты освоения Арктики вызывают большой интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей.