Вклад шведского полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда в освоение Арктики огромен. Во-первых, он первый показал миру, что успешная полярная экспедиция – это, прежде всего, тщательная подготовка. Во-вторых, Норденшельд раз и навсегда уничтожил сомнения мореплавателей относительно возможности плавания между северными морями и Тихим океаном и открыл торговые пути между Европой, сибирскими реками и Азией. Очень долгое время так и оставалась неосуществленной мечта целых поколений моряков и географов - совершить сквозное плавание по Северному Ледовитому океану, пройти от Баренцева моря до Берингова пролива. Попытки сделать это не удавались ни англичанам еще в XVI веке. Почти четыреста лет потребовалось, прежде чем Адольф Эрик Норденшельд в 1878-1879 гг. первым прошёл по всему Северо-восточному проходу с запада на восток. Таким образом, Норденшельд навсегда вписал своё имя в историю освоения Арктики.

Для прохождения Северного Морского пути был куплен парусно-паровой барк «Вега». Вместе с капитаном экипаж корабля составлял 21 человек. «Научный штаб» состоял из девяти человек, в т.ч. переводчик и помощник зоолога – поручик русской гвардии О.А. Нордквист. Кстати, в финансировании экспедиции самое активное участие принимал и русский золотопромышленник А.М. Сибиряков. Он выделил деньги на постройку небольшого парохода «Лена», который должен была сопровождать «Вегу» до реки Лена. Затем Сибиряков предложил снарядить еще два судна для коммерческих целей: пароход «Фразер» и парусник «Экспресс». Они должны были привезти европейские товары на Енисей и с русским зерном вернуться в Европу. С учетом опыта прежних плаваний и советов врачей полярных экспедиций было закуплено продовольствие, полярная одежда из оленьих шкур, медикаменты. При содействии Стокгольмской академии наук экспедиция была снабжена приборами для научных исследований. Часть из них предоставила Петербургская Академия наук. 21 июля 1878 г. «Вега» и «Лена» покинули норвежский город Тромсе и отправились к Югорскому Шару, где они соединились с двумя другими судами. Навигационная обстановка была благоприятной. Норденшельд совершает поездку в село Хабарово. Только в летнее время его населяли русские и самоеды, прибывавшие сюда с оленьими стадами в конце мая или начале июня. 6 августа 1878 г. суда достигли острова Диксон. Спустя два дня «Фразер» и «Экспресс» отправились вверх по Енисею. Приняв груз, они благополучно вернулись в Европу. «Вега» и «Лена» двинулись на северо-восток. Норденшельда интересовал прежде всего вопрос: можно или нет в этом же году пройти Челюскин мыс. И вот 19 августа 1878 г. наступило знаменательное событие – «Вега» и «Лена» приближались к самой северной точке Азиатского материка. По древнему обычаю полярных мореходов на мысе Челюскин Норденшельд оставил гурий и письмо в нём. В Ночь на 28 августа 1878 г. был дан салют в честь окончания первого плавания кораблей от Атлантики до устья Лены. Здесь пароход «Лена» отправляется в плавание вверх по реке. А «Вега» продолжает свой путь. 27 сентября 1878 г. «Веге» удалось дойти до Колючинской губы, где Норденшельд делает остановку для изучения окрестностей и знакомства с чукотским населением. Путь к Берингову проливу, до которого при благоприятной ледовой обстановке можно дойти за одни сутки, был открыт. Но ночной мороз основательно сковал ледяные поля. Судно оказалось в ледовом плену. Опыт зимовки на Шпицбергене помог Норденшельду организовать быт и занятия экспедиции самым лучшим образом. Был установлен строгий распорядок дня. Меню завтраков, обедов и ужинов было разнообразным, выпекался свежий хлеб. Принимались противоцинготные средства. Вечерами команда слушала лекции по истории исследования Северо-Восточного прохода, коллективно читали книги, вели беседы, занимались играми. Ученые проводили научные наблюдения, исследования. Зимовка продлилась почти девять месяцев. 18 июля 1879 г. едва путешественники уселись за стол обедать, как ощутили, что «Вега» сдвинулась с места. Оказалось, что сдерживающие корабль льды течением уносит в море. Капитан Паландер приказал развести пары. Команда украсила «Вегу» флагами. Через два часа она направилась к своей цели – Берингову проливу. Утром 20 июля 1879 г. сквозь туман показались горы мыса Восточного, который Норденшельд переименовал в мыс Дежнёва, в честь отважного казака, 230 лет назад обогнувшего этот мыс. «Вега», украшенная флагами, входила в Тихий океан. Поставленная цель была достигнута!

Предлагаем Вам вместе с Норденшельдом покорить Северный Морской путь. Для этого нужно ответить на вопросы. Желаем успеха!